В России запустили образовательные ИТ-проекты для всех категорий граждан
Текст:
Алена Узбекова
В России запущены образовательные ИТ-проекты для школьников, студентов, госслужащих и других категорий граждан. Причем речь не только о государственных программах - обязательных к внедрению или основанных на грантовой поддержке, но и о коммерческих инициативах, объединяющих самых разных участников рынка.
Государственные проекты
При поддержке Минцифры и Минобрнауки с началом нового учебного года стартовали проекты "Код будущего" - для школьников и "Цифровые кафедры" - для студентов.
"В рамках проекта "Код будущего" ученики 8-11 классов могут пройти бесплатные двухлетние курсы и освоить современные языки программирования. Программа состоит из четырех модулей по 36 академических часов. Продолжительность обучения - два года. Форматы обучения: онлайн и офлайн - на базе региональных образовательных площадок", - уточнили в Минцифры России.
А в рамках проекта "Цифровые кафедры" предусмотрено бесплатное дополнительное ИТ-образование во время обучения основной профессии в вузе. В проекте принимают участие более ста университетов - участников программы "Приоритет-2030". В 2022 году на обучение приняты более 80 тысяч студентов. А к 2030 году дополнительное образование в рамках проекта должны получить около 900 тысяч студентов.
Предусмотрено и повышение "цифровой" квалификации преподавателей колледжей и вузов. В 2022 году обучение должны были пройти 18 тысяч преподавателей. К 2024 году их количество возрастет до 80 тысяч.
Но получать новые знания в сфере ИТ могут не только представители системы образования. Государство предлагает удобные форматы субсидированного обучения по ИТ-специальностям независимо от того, в каком возрасте и при каких обстоятельствах гражданин решил освоить профессию.
Например, проект "Цифровые профессии" дает возможность освоить ИТ-специальность со скидкой 50, 75 или 100 процентов - за счет государства. "Выбрать можно более чем из 125 курсов. Из-за популярности "Цифровых профессий" у проекта больше не будет годового лимита на количество мест. До 2024 года пройти обучение с господдержкой смогут 113 тысяч граждан. Подать заявку можно на портале Госуслуг", - сообщили в минцифры.
В минцифры вместе с РАНХиГС также разработали четыре программы дополнительного образования для госслужащих: цифровизация госуслуг, обработка обратной связи от граждан, управление ИТ-проектами, а также создание цифровых платформ. До 2024 года курсы повышения квалификации должны пройти более 50 тысяч слушателей.
Образовательные экосистемы, маркетплейсы и консорциумы
Российские вузы все активнее переосмысливают свои образовательные продукты и адаптируют их к цифровым форматам. Благодаря развитию цифровых платформ расширяются возможности сотрудничества вузов и их отраслевых партнеров. Профильные компании проще интегрируются в учебный процесс: их эксперты проводят вебинары, а студенты привлекаются к решению реальных бизнес-задач в форматах практик и кейс-сессий", - рассказывает "РГ" руководитель центра программных разработок компании "Сател" Роман Романов.
Кроме того, многие российские разработчики ИТ-решений безвозмездно предоставляют свои программные продукты для использования в учебном процессе и для взаимодействия обучающихся и преподавателей.
Однако, по словам эксперта, повсеместное развитие цифровизации в российских вузах пока тормозит нехватка финансов и кадров для внедрения и поддержки комплексных цифровых решений. В части вузов пока речь идет скорее о локальных преобразованиях, нежели чем о введении глобальных экосистем, связывающих все направления обучения и деятельности вуза.
В то же время многие российские вузы уже переходят к использованию модели цифрового университета, в рамках которой весь образовательный процесс построен по модели единой цифровой среды. "В частности, это МГУ имени М.В.Ломоносова и РАНХиГС, - рассказывает "РГ" Артем Косоруков, преподаватель политологии МГУ. Дальнейшая цифровая трансформация образовательной среды потребует инвестиций в инфраструктуру информационных сетей и центров обработки данных, систему подготовки кадров, киберполигоны и инновационные научно-технологические центры.
Тем временем в России параллельно развивается рынок EdTech, объединяющий образовательные площадки с использованием онлайн-технологий и сервисов. "По данным рейтинга крупнейших EdTech-компаний России от Smart Ranking, суммарная выручка его участников (124 компании) в третьем квартале 2022 года составила более 22 миллиардов рублей и почти на 22 процента превысила тот же показатель прошлого года", - говорит Роман Романов.
Экосистемный подход предполагает, что учебные заведения, образовательные платформы и корпорации объединяют усилия для решения различных задач - подготовки квалифицированных кадров, преподавательского состава, образовательных решений, для проведения исследований и т.п. "Среди крупных игроков в таких коллаборациях участвуют Сбер, VK, Яндекс, Нетология, Skillbox, НИУ-ВШЭ, РЭШ, МФТИ и другие вузы", - привела "РГ" пример Маргарита Патрушева, руководитель направления "Организация и персонал" компании "Рексофт Консалтинг".
Ведущие участники рынка активно внедряют формат образовательного маркетплейса, который объединяет линейку курсов и программ по различным направлениям. Чтобы помочь пользователям ориентироваться в их многообразии, создают рекомендательные системы, которые с помощью инструментов искусственного интеллекта, например, профориентационного теста, указывают, освоение каких направлений наиболее перспективно для конкретного обучающегося. Также на EdTech-маркетплейсах предлагают готовые образовательные траектории, которые ориентированы на пожелания работодателей и повышают востребованность обучающихся на рынке труда.
Создаются целые консорциумы, в которые входят не только провайдеры обучения, но и фонды и институты развития. "Что это даст? Как минимум, позволит закрыть пробелы в компетенциях, которые испытывают работодатели при решении своих бизнесовых или производственных задач. Хочется верить, что в дальнейшем это повысит доступность качественного образования и в конечном итоге повлияет на качество человеческого капитала в России", - говорит Маргарита Патрушева.
Цифровизация образовательного процесса
Помимо внедрения новых форматов обучения цифровизация может помочь и в организации самого образовательного процесса, отмечают эксперты "РГ". "Это должен быть единый процесс, который станет логичным продолжением электронного журнала, где уже есть все данные - предметы, оценки учащегося. Не надо создавать модуль для печати аттестатов, не стоит делать отдельные проекты с образовательным контентом. Необходим механизм простого встраивания ИТ-сервисов в повседневную жизнь учителя и ученика: цифровые домашние задания в виде тестов, видеоуроки, тренажеры по пропущенным темам для болеющих детей", - приводит примеры "РГ" директор направления ГК "Лига цифровой экономики" Григорий Пастухов. Хоть родители и не являются прямыми участниками образовательного процесса, но благодаря цифровизации он становится для них более прозрачным, добавляет эксперт.
Цифровизация образования при связанности всех ее компонентов поможет снять рутинную нагрузку с учителя - составление отчетов, проверка части работ учащихся. А еще поможет детям легче включаться в учебу, поскольку оценки, расписание, темы, предметы всегда под рукой. Кроме этого, упростит понимание на государственном уровне того, каков на данный момент уровень образования.
Кстати, по распоряжению минцифры, с 2022 года во всех школах страны внедряется типовая цифровая образовательная платформа, предполагающая кроссплатформенное и бесшовное применение компьютерных устройств, облачных технологий обработки информации, цифровых двойников ученика и учителя, "умных" помощников.
"Это должно способствовать персонализации образовательного процесса и предлагать ученику индивидуальную траекторию обучения. Подобные платформы - АИС "Образование", АИС "Электронная школа" - интегрируют личный кабинет ученика и учителя с образовательными стандартами подготовки, учебными планами и графиками аудиторной и внеаудиторной активности", - поясняет Артем Косоруков.